EQ и эффективность работы |
При создании некоторых моделей лидерских навыков психологи обычно просили ведущих менеджеров компаний определить, какие способности отличают наиболее выдающихся лидеров организации, чтобы узнать обобщенное мнение "группы экспертов". В других случаях использовался более точный метод: аналитики просили ведущих менеджеров применить объективные критерии (например, рентабельность подразделения), чтобы выделить лучших из высшего руководства организаций. Затем с избранными проводились подробные беседы. Эти руководители проходили все необходимые тесты, и их способности методически сравнивались с целью вычленить те качества, что отвечают за "звездность" лидера.
Какой бы метод ни использовался, в результате составлялся перечень качеств, отличающих высокоэффективных лидеров от середнячков. Размеры таких перечней сильно варьировали: от горстки основных навыков до солидного списка из пятнадцати и более качеств, таких как инициативность, навыки командной работы и способность к сопереживанию (эмпатия). Анализ не одной сотни таких моделей привел к впечатляющему результату. Без сомнения, в какой-то степени исключительную успешность лидера определял именно его интеллект; причем особенно важными оказались когнитивные навыки - широкий умственный кругозор и способность к предвидению. Но при подсчете соотношения между специальными знаниями и чисто когнитивными способностями (которые иногда заменяют ряд показателей уровня умственного развития, IQ) выдающихся лидеров, с одной стороны, и их эмоциональным интеллектом, с другой, выяснилось следующее. Чем более высокий уровень управления рассматривался, тем более значительную роль играли способности, связанные с эмоциональным интеллектом, тогда как различия в функциональных навыках были не столь важны. Другими словами, чем выше был ранг руководителя, тем больше навыков эмоционального интеллекта было заложено в фундамент их успеха. При сопоставлении выдающихся представителей топ-менеджмента с середнячками, занимающими посты такого же уровня, оказалось, что около 85% различий в их эффективности можно приписать факторам эмоционального интеллекта, а не когнитивным способностям, не специализации [2]. Одна из причин этого явления связана с интеллектуальными требованиями, которым должны соответствовать лидеры, чтобы добиться определенных высот. Например, для того чтобы получить такую престижную степень, как МВА, требуется IQ не ниже 110-120 [3]. Таким образом, чтобы взойти на олимп менеджмента, необходимо пройти отбор по уровню умственного развития, а уже среди тех, кто вошел в этот круг, наблюдается весьма незначительный разброс значений этого коэффициента. С другой стороны, когда дело касается эмоционального интеллекта, систематический отбор практически отсутствует, и поэтому в среде руководителей наблюдается большой разброс в значениях этого параметра. В связи с этим соответствующие способности имеют существенно большее значение, чем IQ, и становятся определяющими, когда дело касается исключительных лидерских достижений [4]. Хотя точное соотношение эмоционального интеллекта и когнитивных способностей зависит от методов их измерения и конкретных требований той или иной организации, наш опыт показывает, что в способностях, отличающих выдающихся лидеров от середнячков, 80-90% - а иногда и больше - составляют навыки эмоционального интеллекта.Конечно, чисто когнитивные способности, такие как специальные технические навыки, тоже проявляются в таких исследованиях, но лишь как умения, без которых невозможно выполнять среднюю работу. Хотя каждой организации есть свои особенности, тем не менее везде навыки эмоционального интеллекта составляют подавляющее большинство важнейших отличительных черт лидера [5]. Однако когда определяется вклад конкретных навыков в эффективность лидеров, роль когнитивных особенностей иногда оказывается довольно высокой, в зависимости от типа используемой модели. Чтобы получить представление о практическом значении таких способностей для бизнеса, рассмотрим вклад различных сотрудников в прибыль одной крупной аудиторской фирмы. Как оказалось, партнер, неплохо владеющий навыками самоконтроля, приносил компании прибыль, на 78% превышавшую вклад партнеров, не имеющих таких способностей. Подобным же образом, сотрудники, чьей сильной стороной являлись социальные навыки, приносили фирме прибыль на 110% выше, чем все прочие, а те, кто великолепно владел навыками самоконтроля, принесли организации колоссальную (390%) добавочную прибыль - в данном случае дополнительно 1 465 000 долл. за год. А вот сильное аналитическое мышление сотрудников принесло компании только 50% дополнительной прибыли. Таким образом, хотя чисто когнитивные способности и помогают добиться коммерческого успеха, навыки эмоционального интеллекта способствуют ему значительно больше [6].
Из книги: Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М, Альпина Бизнес Букс, 2005. С.263-265
|
|||
Обновлено 22.12.2010 16:55 |